back back

ПРОИГРЫВАТЕЛИ АУДИОФАЙЛОВ

Немного истории

Существует мнение, что цифровая эра началась с изобретением компакт—диска. В действительности все началось еще в начале ХХ века, когда были открыты законы, благодаря которым цифровая звукозапись в принципе стала возможна.

Речь идет о 1933 годе, когда русским ученым Владимиром Котельниковым ico была опубликована работа «О пропускной способности эфира и проволоки в электросвязи», где излагалась знаменитая теорема, отвечающая на очень важный вопрос — как без потерь перевести сигнал в цифровой вид ico.

Метод оцифровки звука, основанный на теореме, получил название импульсно—кодовой модуляции. Его суть заключалась в том, что аналоговые аудиоволны переводились в цифровую форму посредством проведения выборки состояний сигнала 8000 раз в секунду (то есть с частотой дискретизации 8 кГц) и преобразования результатов в числовой код. Впервые примененный в телефонной связи, данный метод показал превосходные результаты: сигнал сохранял высочайшее качество после цифровой передачи.

churchill

Импульсно—кодовая модуляция применялась для кодирования переговоров Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта во время Второй мировой войны.

Эволюция записи и воспроизведения цифрового звука

В 1942 году Перри Крауфорд ico в своем труде «Автоматическое управление арифметическими операциями» впервые предложил использовать магнитный носитель для хранения цифровых данных. Уже в 1951 году в компьютере UNIVAC для записи данных впервые была применена магнитная лента, что стало ключевым событием для цифровой звукозаписи.

В мае 1955 года компания IBM выпустила первый коммерческий магнитный диск для хранения цифровых данных, а в 1956 году представила первый компьютер RAMAC 305 на его основе. Емкость диска составляла около 5 Мб, а состоял он из 50 алюминиевых пластин диаметром около 60 см каждая.

ramac

IBM RAMAC 305. Вес одного только магнитного диска в таком компьютере составлял около тонны.

В 1962 году профессор Томас Стокман впервые начал эксперименты по записи цифрового звука на магнитную ленту. Он использовал огромный компьютер TX—0 и аналогово—цифровой преобразователь собственного производства. Воодушевленный результатами, ученый принялся за проектировку первого цифрового 16—битного магнитофона, однако его высокая итоговая стоимость послужила препятствием на пути массового производства.

ramac

Компьютер TX—0, на котором была выполнена первая цифровая запись на магнитную ленту.

Спустя два года появились видеокассеты популярного формата Betamax (предшественник VHS). Их магнитная лента использовалаь для записи 14—битного сигнала, динамический диапазон которого составлял 80 дБ и был сравним с диапазоном аналоговой записи.

Лазер был изобретен еще в 1958 году, но первый массовый CD-плеер CDP-101 был выпущен компанией Sony лишь в 1982. Компакт-диски сыграли очень важную роль в истории цифрового звука. В дальнейшем именно лазерные разработки позволили донести цифровые технологии до широких масс [подробнее в разделе CD-проигрыватели].

В 1986 году с целю создания носителя, сходного по качеству с компакт—диском, но дающего более широкие возможности для записи, компании Sony и Philips разработали формат Digital Audio Tape (DAT). DAT магнитофоны внешне напоминали видеомагнитофоны, запись в них велась в 16 битах на частотах дискретизации 44 и 48 кГц, что обеспечивало достаточно высокое качество звука. Но, к сожалению, DAT так и остался дорогостоящим профессиональным цифровым форматом.

dat

DAT дека Sony PCM-7040, 1996 год.

В 1991 году фирма Alesis выпустила магнитофон ADAT. Оригинальная система записи на кассеты Super—VHS позволила уместить на ленте одновременно 8 дорожек цифрового звука с качеством 16 бит/48 кГц. Вслед за ADAT, в 1993 году, компания Tascam разработала 8—канальный цифровой магнитофон DA—88, использующий в качестве носителя видеокассету формата Hi—8.

В 1995 компании Toshiba и Sony представили новый формат, пришедший на замену CD — это был DVD (Digital Versatile Disc). При считывании информации с DVD использовался лазерный луч с более точной фокусировкой, что позволило уплотнить запись и увеличить емкость со стандартных 700 Мб до 4.7 Гб.

Ситуация изменилась после 1995 года, когда в институте Франгуфера представили новый формат для сжатия цифрового звука - MP3. К концу 90-х он набрал большую популярность. Записи в этом формате хранились и воспроизводились в домашних компьютерах, с использованем USB-носителей и компакт-дисков.

Новейшая история цифрового звука

В конце 90—х годов границы между профессиональной и любительской техникой стали заметно размываться. С каждым годом расширялись возможности хранения аудиофайлов высокого разрешения. Уже сегодня можно создавать аудио в домашних условиях практически на уровне профессиональных студий, слушать композиции в форматах без сжатия, а значит без потери качества не только на стационарных, но и на портативных устройствах.

studio
ico832
top